«50»: Джими Хендрикс и его электроцерковь. Джими хендрикс и пылающая гитара Хендрикс сжигает гитару

Игорь КОЗЛОВ, "ФАКТЫ"
22.09.2000 г.

Нынешний сентябрь отличается обилием печальных круглых дат в истории развития современной мировой культуры. 30 лет назад, в 1970 году, один за одним уходили из жизни великие музыканты, актеры, писатели. Они жили в разных странах, верили в разных богов и говорили на разных языках. Но искусство интернационально, оно не признает границ и каких-либо иных ограничений, придуманных человечеством.

18 сентября 1970 года в Лондоне скончался молодой рок-гитарист Джими Хендрикс. Ему было всего 27 лет. Этот талантливый музыкант - настоящий оригинал в истории современной музыки. Хендрикс перевернул представления современников о возможностях электрогитары. В его руках этот инструмент превращался в чудо.

На поп-фестивале в Монтерее
Джими Хендрикс сжег свою гитару прямо на сцене
.
Джеймс Маршал Хендрикс родился в Сиэтле (США). От большинства американских подростков он отличался только неуемной любовью к музыке. На последние деньги парень скупал пластинки с записями известных исполнителей блюза Мадди Уотерса и Би Би Кинга. Не забывал и о рокерах, среди которых выделял Чака Берри и Эдди Кохрэна. Слушая своих кумиров, Джими сам учился играть на гитаре. Он выступал в составе нескольких школьных ансамблей. В 1959 году его призвали в армию США. Хендрикс стал десантником. Но после нескольких травм, полученных в результате неудачных прыжков с парашютом, его демобилизовали. Это было в 1961 году. Рок-н-ролл был в расцвете. Молодой гитарист взял себе псевдоним Джимми Джеймс и отправился покорять Нью-Йорк. Под вымышленным именем Хендрикс с успехом играл в группах, сопровождавших выступления Сэма Кука, кумира Би Би Кинга, Литла Ричарда, Джеки Уилсона, Айка и Тины Тернер. Его гитару можно было услышать и на студийных записях этих музыкантов.

В 1965 году Хендрикс создает собственную группу "Джимми Джеймс и Голубое пламя". Вот тогда его и увидел Чез Чандлер, менеджер легендарной английской рок-группы "Энималз" (ее концерт прошел с большим успехом в Киеве в этом году). Осенью 1966-го музыкант переезжает в Лондон. Он отказывается от псевдонима и с басистом Ноэлем Реддингом и ударником Митчем Митчеллом создает группу "Джими Хендрикс Экспириенс". Свой первый сингл "Эй, Джо" они выпустили в начале 1967 года. Он сразу занял шестое место в британских хит-парадах. Огромный успех ожидал песню и в Америке. Но возвращаться домой Хендрикс не спешил. Лишь в июне 1967-го Пол Маккартни чуть ли не силой заставил Джими выступить на поп-фестивале в Монтерее. Игра Хендрикса произвела фурор. А после того как он сжег свой инструмент прямо на сцене, публика пришла в состояние, близкое к экстазу. Так родилась новая суперзвезда.

27-летний Джимми задохнулся во сне .
Хендрикс - левша от природы - специально играл на обычных электрогитарах. Он переворачивал стандартный "Фендер Старокастер" (известная торговая марка гитар) вверх ногами и выдавал свои незабываемые соло. Мог во время концерта закинуть гитару за спину и продолжать играть на ней. А еще любил воспроизвести несколько аккордов... зубами по струнам! Он экспериментировал не только со способами извлечения звуков из своего любимого инструмента, но и с самими звуками. То, что в исполнении других рок-музыкантов воспринималось как какофония, благодаря таланту Хендрикса превращалось в революционную музыку!

И вдруг в начале 1968 года во время своего второго турне по Америке Джими изменился. Он перестал увлекаться внешними эффектами, а просто играл. Затем создал собственную студию грамзаписи в Нью-Йорке и назвал ее "Электрик леди". Он охотно делился своими идеями с другими музыкантами. С ним записывались Боб Дилан и Майлз Дэвис. Такое поведение не устраивало Чеза Чандлера, и они разругались. На фестиваль в Вудстоке Хендрикс приехал уже с новой группой "Электрик Скай Черч".

Свой последний концерт Джими дал на острове Уайт в августе 1970 года. Через месяц его не стало. В отчете коронера значилось, что Джеймс Маршал Хендрикс задохнулся во сне от приступа рвоты, вызванного острым отравлением барбитуратом. Появились версии, что гитарист покончил с собой. Полностью их никто не исключает до сих пор. Но скорее всего это был несчастный случай. Джими был типичным представителем своего времени. Движение и идеи хиппи царили на Западе. В моде была психоделическая музыка. И электрогитара Хендрикса пришлась как нельзя кстати. Но в отличие от многих других музыкантов 60-х песни Джими живы и по сей день. Их исполняют Эрик Клэптон, Джефф Бек, группы "Претендерс" и "Кьюэ", даже классический скрипач Найджел Кеннеди. За неделю до 30-й годовщины со дня смерти Хендрикса его родственники выпустили уникальный альбом, состоящий из четырех компакт-дисков, где есть ранее не издававшиеся записи. Составить его помогли те, кто раньше работал с гитаристом.

А 19 сентября в Лондоне на аукционе Сотбис был выставлен на продажу знаменитый зеленый шелковый приталенный пиджак прославленного музыканта. Лот был продан за 50 тысяч долларов. Его купила сеть ресторанов "Хард-рок кафе". Он расшит драконами, пагодами, деревьями и цветами. В этом произведении дизайнерского искусства Хендрикс исполнял одну из самых романтических своих песен "Маленькое крыло". Кроме шелкового пиджака, в числе лотов будет фотография Хендрикса и письмо, в котором он сообщает своей подруге Джудит Вернон (жене менеджера известной рок-группы "Флитвуд Мак"), что решил ей подарить "ту оригинальную зеленую вещицу...". Легендарному гитаристу продолжают подражать не только в музыке, но и в манере одеваться, держаться на сцене и нынешние звезды. Достаточно вспомнить Майкла Джексона или Принца.

Одна из гитар Хендрикса оценивается сейчас в полтора миллиона долларов .
Все, что хоть как-то связано с именем Хендрикса, неизбежно растет в цене. 10 лет назад Сотбис продал гитару, с которой Джими выступал в Вудстоке. В 1990-м ее купили почти за 300 тысяч долларов. Инструмент успел за это время сменить несколько хозяев, подорожав при этом в пять раз!

Хендрикс был легендой при жизни, остается ею и после смерти. Его друзья и близкие не могли поверить, что он ушел от них столь банальным способом. Несколько раз они пытались добиться пересмотра результатов следствия, проведенного полицией. В 1994 году Скотленд-Ярд официально заявил, что в деле нет данных, сообщающих о возможности насильственной смерти гитариста. И более к этому вопросу британские власти возвращаться не намерены. В том же году неожиданно появился некий швед по имени Джеймс Хенрик Даниэль Сундквист. Он утверждал, что является... внебрачным сыном Хендрикса и Евы Сундквист, которые зачали его в Стокгольме в 1969 году. "Сын" на полном серьезе намеревался отсудить себе имение Джими стоимостью 30 миллионов долларов. Но из этой затеи у мнимого наследника ничего не вышло. И еще одна интересная деталь. Англия безоговорочно признала тот вклад, который Хендрикс внес в развитие современной музыки. На лондонском доме по Брук-стрит - последней резиденции темнокожего гитариста - установлена мемориальная доска. Всего подобных досок в британской столице 760. Местные жители уверены, что это - честь не столько для умершей знаменитости, сколько для города. И напрасно три года назад Общество Генделя пыталось добиться снятия доски. Дело в том, что известный сочинитель классической музыки Джордж Фредерик Гендель жил в доме, расположенном по соседству с домом Хендрикса. И почитатели его бесспорного таланта ставили под сомнение правомочность существования двух мемориальных досок в непосредственной близости друг от друга. Лондонцы оказались мудрее и сохранили память о двух разных, но по-настоящему великих музыкантах. Так и висит над магазином, торгующим женским бельем, небольшая табличка с надписью: "Джими Хендрикс, 1942-1970, Гитарист и Композитор, жил здесь с 1968 по 1969 год". Заметьте, именно с большой буквы!

Джими Хендрикс и пылающая гитара

Когда вечером 31 марта 1967 года Джими Хендрикс поднес баночку бензина для зажигалок к своему «фендеру стратокастеру», газетные заголовки и всеобщее внимание ему были гарантированы. Пока языки пламени полыхали на сцене, аудитория лондонского зала Astoria находилась в состоянии шока. В зале сидели в основном девочки-подростки, которые пришли вдоволь покричать на концерт с участием таких поп-звезд, как The Wal ker Brothers и Энгельберт Хампердинк. А тут - чуть ли не шаманский обряд, настоящее жертвоприношение. Во время песни «Fire» Джими вдруг положил гитару под ноги и уселся на нее, а через несколько секунд прямо над сценой взметнулось пламя. Когда американский гитарист Джими Хендрикс сел на самолет до Лондона 24 сентября 1966 года со своим «стратокастером» и одной сменой белья в багаже, он был лишь мелкой рыбешкой среди артистов, чьим менеджером был бывший басист The Animals Чес Чендлер. У себя на родине Джими Хендрикс был всего лишь еще одним черным парнем, который классно играет на гитаре. Но в Англии он должен был громыхнуть - и громыхнул. Джими потребовалось всего полгода, чтобы своей фантастической игрой на гитаре навсегда изменить рок-н-ролл.

Джонни Аллен Хендрикс родился в Сиэтле в бедной семье 27 ноября 1942 года. Родители скоро разошлись, а к 16-летнему возрасту Хендрикс уже слыл бунтарем, чьей единственной страстью была игра на акустической гитаре за 5 долларов. С самого начала его манера была глубоко индивидуальна. Он был левшой, и, вместо того чтобы менять местами струны, Джими просто перевернул гитару вверх ногами. Большинство гитаристов вдохновлялись каким-то одним стилем: джазом, блюзом, роком, фолком. Джими впитывал все подряд: он даже проводил часы перед телевизором, пытаясь воспроизвести на гитаре смешные звуки из мультфильмов!

К 1959 году Джими играл на электрогитаре в местных группах, но местная полиция знала его как магазинного воришку и угонщика ради забавы. Перед ним поставили выбор: тюрьма или армия, и он выбрал второе. Джими присоединился к парашютистам из 101-й воздушно-десантной дивизии. Солдатом он был никудышным: спал на посту, не соблюдал режим и все время мазал при стрельбе. Так что армейское начальство сочло за благо освободить рядового Хендрикса от обязанностей через год после призыва. Тот не возражал: он начал карьеру сессионного гитариста, и его самыми знаменитыми нанимателями стали ветеран рок-н-ролла Литл Ричард и ритм-энд-блюзовая группа The Isley Brothers.

Эрни Айзли вспоминал, что Джими практиковался все время, а иногда даже отвечал на вопросы не словами, а гитарными эффектами. Литл Ричард, который штрафовал своих музыкантов за неправильный костюм или не ту прическу, приучил Джими к дисциплине в коллективе: «Он играл не мою музыку, а что-то вроде блюза Би Би Кинга. Когда он начал играть рок, он стал хорошим парнем. Он начал одеваться как я и даже отрастил маленькие усы, как у меня». Джими научился у своих нанимателей новым приемам работы с публикой и к середине 1965 года переехал в НьюЙорк, набрав свой состав Jimmy James & The Blue Frames.

Одним из концертных хитов группы была песня с неясным происхождением «Hey Joe», которую исполняли группы Западного побережья вроде The Leaves, The Byrds и Love. Хендрикс воспользовался более медленной аранжировкой фолк-певца Тима Роуза и перевел ее на язык своей гитары. Именно «Hey Joe» была первой песней, которую услышал Чес Чендлер, когда пришел в нью-йоркское заведение Caf? Wha? 5 июля 1966 года. Его пригласила туда Линда Кит, бывшая подружка Кита Ричардса, которая почувствовала задатки звезды в черном гитаристе и предложила нескольким воротилам шоу-бизнеса подписать с ним контракт. Чендлер был первым, кто ее понял.

Уже через два месяца менеджер и гитарист вылетели в Лондон: в полете Чес Чендлер решил сменить имя своего протеже с Джимми на более экзотичное Джими. В первый же день он был представлен лондонской рок-аристократии и играл с одним из патриархов английского ритм-энд-блюза Зутом Мани, который был впечатлен новичком. Через неделю такая же реакция последовала от гитариста Энди Саммерса, будущего участника Police: «У него был белый «страт», и, когда я вошел, он играл на гитаре ртом. У него была огромная прическа афро и куртка из оленьей кожи со всеми этими полосками, свисающими до пола. Такой подход перевернул мир лондонских гитаристов с ног на голову».

В то время в Лондоне звездами были The Small Faces, The Who, The Spencer Davis Group. Британские гитаристы истирали пальцы, пытаясь повторить ходы Би Би Кинга, а вокалисты пы тались петь под соул-звезд вроде Уилсона Пикета. Застенчивый в общении, но неистовый во время игры Джими Хендрикс выглядел экзотическим посланцем из иных миров. 27 сентября менеджер The Who Кит Лэмберт увидел, как Джими играет в клубе The Scotch Of St James. Он в такой спешке искал Чеса Чендлера, чтобы предложить тому сделку, что сбивал столы на своем пути. Но Чес уже не выпускал Джими из рук, собираясь к тому же стать его продюсером. Зато Лэмберт тут же предложил контракт на запись на новом лейбле Track Records.

1 октября Джими Хендрикс вышел на сцену с трио суперзвезд Cream. Эрик Клэптон вспоминал: «Он сыграл номер Хаулина Вульфа «Killing Floor», на который у меня не хватало техники. Он просто украл то шоу». Чендлер стал свидетелем момента: «Клэптон стоял там, и его руки упали с гитары. Шатаясь, он ушел со сцены. Боже, что еще случилось? Я пошел за сцену, где Клэптон пытался найти спичку, чтобы подкурить сигарету. Я спросил, все ли в порядке. А он ответил: он вс егда так чертовски хорош?»

Рассказывает певец Терри Рейд: «И вот приходит Джим в своем гусарском мундире и с копной волос, вытаскивает свой «стратокастер» для левши. И после внезапного WHOOOR-RRAAAWWRR! срывается в «Wild Thing». Все было кончено. Гитаристы плакали. Им оставалось только мыть полы».

Формат трио как раз подходил и для Джими. К нему присоединились два британских рокера, басист Ноэль Реддинг и барабанщик Митч Митчелл, и новая группа, названная The Jimi Hendrix Experience, должна была записать свой первый сингл - несмотря на то, что Джими очень стеснялся собственного голоса. Так как на тот момент он еще не писал собственного материала, выбор естественным образом пал на песню, которая впечатлила Чеса Чендлера еще в Нью-Йорке, «Hey Joe». Вышедшая 16 декабря сорокапятка через шесть недель дошла до 6-го места в хит-параде, и Джими получил неподобающее для себя место в общем туре с американской поп-группой The Walker Brothers.

Чес Чендлер придумал фокус с горящей гитарой прямо перед тем самым шоу в «Астории». Он вспомнил про Джерри Ли Льюиса, который в 1958 году поджег рояль на сцене со словами: «Пусть какой-нибудь сукин сын это повторит!» Джими без проблем исполнил головокружительный номер и даже сумел получить назад обгоревший корпус в качестве сувенира. К сожалению, после этого все стали ждать подобных выходок от каждого его концерта. Публика ожидала, когда он начнет играть зубами, перевернет гитару за голову или разнесет инструмент. Со временем сам Джими начал ненавидеть эти трюки.

18 июня 1967 года у Джими Хендрикса появился шанс покорить американскую публику своим мастерством, когда Пол Маккартни порекомендовал его для рок-фестиваля в Монтерее. Гитарист The Rolling Stones Брайан Джонс лично вышел на сцену, чтобы представить The Jimi Hendrix Experience толпе в 50 тысяч человек. Документальный фильм «Monterey Pop» обессмертил образ Джими Хендрикса, который после исполне ния «Wild Thing» поджигает свою плачущую гитару, ласкает пальцами пламя, разбивает инструмент на куски и разбрасывает по залу. Американцы наконец-то оценили черного «дикаря в роке», который родился в США, но приехал к ним из Лондона, и предложили позорное место в качестве группы поддержки искусственно сфабрикованной поп-группы The Monkees.

Вместо того чтобы укладывать на лопатки звезд, трюки Джими раздражали подростковую аудиторию. На первом шоу в Джэксонвилле, Флорида, 8 июля The Jimi Hendrix Experience были освистаны, и дальше было не лучше. Барабанщик The Monkees Микки Доленз вспоминает: «Это было трудно для Джими, когда детишки кричали «Мы хотим Monkees!» поверх «Foxy Lady». Для Джими это было не просто трудно, а унизительно. Дошло до того, что пресс-атташе Хендрикса написал серию писем от якобы разгневанных родителей, которые возмущены непристойностью The Jimi Hendrix Experience на шоу для подростков. Благодаря этим письмам получилось, что Джими был отстранен от гастролей изза реакционной цензуры, а не из-за недовольных девчоночьих воплей.

Хендрикс вернулся в Америку в следующем феврале, на сей раз в качестве самостоятельной звезды. И выступал он в местах, где на него шла подготовленная и заинтересованная публика. Первый концерт был в зале The Fillmore в Сан-Франциско. Но сопровождавший группу британский блюзмен Джон Мэйолл видел, что Джими был не вполне доволен: «Он шел на сцену с чувством, что люди пришли оценить его музыкальные способности, но они ничего и знать не хотели. Так что он играл пару всем известных вещей, потом медленный блюз для себя - и любой музыкант сказал бы, что это было потрясающе и по-настоящему творчески. Но публика по-прежнему орала в ожидании других песен. Так что он ожесточался: ну ладно, вы хотите это, так получайте: блам, блам, блам!»

Дела пошли еще хуже из-за слишком напряженного гастрольного графика: за девять недель у The Jimi Hendrix Experience выдалось всего четыр е-пять выходных, группа накручивала десятки тысяч километров. Начались попытки расслабиться с помощью наркотиков и алкоголя. И все же в подходящих условиях Хендрикс мог воспарить над обстоятельствами. 5 апреля 1968 го да, на следующий день после убийства в Мемфисе борца за гражданские права Мартина Лютера Кинга, The Jimi Hendrix Experience играли в Ньюарке, штат Нью-Джерси. На этот раз Джими проигнорировал пожелания публики и начал играть удивительно красивую импровизацию. Все мгновенно поняли, что это похоронная песнь в честь великого человека, и через несколько минут все слушатели начали плакать.

К апрелю, когда в нью-йоркской студии Record Plant началась работа над альбомом «Electric Ladyland», Чес Чендлер почувствовал, что Джими выходит из-под контроля: «Он появлялся в студии с дюжиной прихлебателей, которых я до этого никогда в жизни не видел. Разговаривать с ним было невозможно». Менеджер пытался сдерживать неумеренность Джими и пытался взывать к его разуму, но безуспешно, и в итоге покинул студию. Хендрикс же там дневал и ночевал, записывая бессчетное количество дублей: например, за «Gypsy Eyes» пришлось браться 50 раз. Видение гитариста вышло далеко за рамки трио, и в студии появились Стив Уинвуд из Traffic, басист Jefferson Airplane Джек Кесиди, органист Эл Купер, барабанщик Бадди Майлз и другие музыканты.

Ноэль Реддинг и Митч Митчелл чувствовали, что Джими отдаляется от них. Реддинг рассказывал: «Были случаи, когда я уходил в клуб между сессиями звукозаписи, знакомился с девчонкой, возвращался, а он все еще настраивал свою гитару. Это занимало часы. Мы должны были действовать командой, но это не работало». Бесконечные джемы продолжались ночь за ночью в атмосфере, которая больше походила на вечеринку, чем на работу. После двух альбомов, которые потрясли современников, уставший от турне и призывов сыграть зубами Джими Хендрикс разродился двойной пластинкой «Electric Ladyland». Но тот огонь, который Джими зажег на с цене «Астории» в мартовский вечер 1967 года, послал его самого в дорогу, в которой был один пункт назначения.

Послушать

The Jimi Hendrix Experience «Are You Experienced» (1967)

Альбом «Are You Experienced» вышел 12 мая 1967 года, и только «Сержант Пеппер» The Beatles сумел потеснить его с верхней строчки хит-парада. До этого лишь посетители самых модных лондонских клубов могли оценить заморского кудесника с гитарой, а выпуск дебютной пластинки превратил Джими Хендрикса в звезду всей Британии. При всем своем экспериментальном характере «Are You Experienced» одновременно и самый доступный альбом Джими. «Кислотный» гимн «Purple Haze», медленный фолк-рок «Hey Joe» и нежное гитарное посвящение возлюбленной «The Wind Cries Mary» побывали в верхней десятке. В свободном полете Джими, Ноэль Реддинг и Митч Митчелл могли джемовать часами, но рад и пластинки постарались уложить каждую песню примерно в три с половиной минуты (исключение – семиминутный, наполненный гитарными эффектами психоделический джаз «3rd Stone From The Sun», созданный под влиянием научной фантастики). Более внушительный монумент силе, подключенной к розетке, и студийным технологиям гитары отыскать трудно: слушая полыхающие нездешним огнем «Foxy Lady» и «Fire», понимаешь, отчего Пит Таунсенд и Джимми Пейдж в 1967 году ощутили свою неполноценность. Сырой энергии этого виртуозно-небрежного послания хватило, чтобы вдохновить целые генерации панков и глэмрокеров, джазменов и тяжеловесов металла.

Из книги Валентин Гафт: ...Я постепенно познаю... автора Гройсман Яков Иосифович

ГИТАРА О, Гитара! Бюст и таз, Будь вы стары или юны, Словно жилы, ваши струны Вдоль пересекают вас. Ваш атласный алый бант Украшает гриф, как шею. Взять вас на руки не смею, Жаль – но я не музыкант. Кто-то взял вас не спеша И запел тихонько, грустно. И откликнулась

Из книги …Я постепенно познаю… автора Гафт Валентин Иосифович

ГИТАРА О, Гитара! Бюст и таз, Будь вы стары или юны, Словно жилы, ваши струны Вдоль пересекают вас. Ваш атласный алый бант Украшает гриф, как шею. Взять вас на руки не смею, Жаль - но я не музыкант. Кто-то взял вас не спеша И запел тихонько, грустно. И откликнулась

Из книги Русский Парнас автора Сконечная Ада Давыдовна

Из книги Писательский Клуб автора Ваншенкин Константин Яковлевич

Гитара Тодоровского Кинорежиссер Петр Тодоровский замечательно играет на гитаре.Его привел когда-то к нам домой капитан Анатолий Гарагуля. В середине обеда Толя поинтересовался, нет ли у нас гитары. А у соседей?Пришлось послать сына капитана Борьку за гитарой для

Из книги Красные фонари автора Гафт Валентин Иосифович

Гитара О! Гитара! Бюст и таз, Будь вы стары или юны, Словно жилы, ваши струны Вдоль пересекают вас. Ваш атласный алый бант Украшает гриф, как шею. Взять вас на руки не смею, Жаль - но я не музыкант. Кто-то взял вас не спеша И запел тихонько, грустно. И откликнулась

Из книги Тайные гастроли. Ленинградская биография Владимира Высоцкого автора Годованник Лев

Первая гитара В марте 1968 года Владимир Сенькин был секретарем комсомольской организации НИИ «Энергосетьпроект». Кто-то из неравнодушных сотрудников обратился к нему с предложением пригласить выступить в институте уже достаточно известного тогда Владимира Высоцкого.

Из книги Всё тот же сон автора Кабанов Вячеслав Трофимович

Вторая гитара НИИ «Энергосетьпроект» располагался в доме № 111 на Невском проспекте (институт и сейчас там находится), в нескольких десятках метров от входа в здание располагается Дом культуры имени Дзержинского. Там до сих пор проводятся всякие «культурные мероприятия»

Из книги История русского шансона автора Кравчинский Максим Эдуардович

Третья гитара Претендентом на жертву оказался бывший сотрудник «Энергосетьпроекта» Владимир Степанович Сидоркин, который рассказал мне, будто это он, а не Сенькин встретил Высоцкого в одном из помещений института перед концертом в 1968 году, и, дескать, Высоцкий признался

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Первая гитара Коваля Когда я говорил о разных удивительных предметах, обнаруженных после войны в доме на Машковке (бельгийская винтовка, шестизарядный браунинг, коньки и непонятные картины в тяжёлых рамах), я не сказал ещё про дедову гитару.Это была простая, безо всяких

Из книги Упрямый классик. Собрание стихотворений(1889–1934) автора Шестаков Дмитрий Петрович

Его последняя гитара Когда «Недопёсок» Коваля перевели («Polarfuchs Napoleon III») и напечатали западные немцы (Германия тогда ещё состояла из двух непримиримых государств), они пригласили Юру по этому поводу к ним приехать. По счастью, Юрке это удалось. Минуя грабительский ВААП, он

Из книги Жуков. Портрет на фоне эпохи автора Отхмезури Лаша

Автомат и гитара «Прощайте, горы! Вам видней, В чем наша боль и наша слава, Чем ты, Великая держава, Искупишь слезы матерей?» И. Н. Морозов «Прощайте,

Из книги Многоликий король. Юл Бриннер автора Штейнберг Александр

Джимми Хендрикс Освобождение от призываДжи?мми Хе?ндрикс (1942–1970) – американский гитарист, певец и композитор. Широко признан одним из наиболее смелых и изобретательных виртуозов в истории рока.Скрывать истинную сексуальную ориентацию бывает порой очень выгодно, как

Из книги автора

Из книги автора

155. Гитара О, трепещи своей гитарой Навстречу солнцу и мечтам. Дай отдохнуть от боли старой И полететь к былым звездам. Душа дрожит, душа готова Сама гитарой стать живой И петь от слова и до слова Призывы радости чужой. 15 ноября

Из книги автора

Из книги автора

ГИТАРА СЕМИСТРУННАЯ… После долгого и мучительного путешествия из Харбина в Нью-Йорк, Юл, оставив мать на попечение сестры, отправился в Коннектикут. При первой же встрече он отдал Мастеру рекомендательное письмо от Екатерины Корнаковой. Михаил Чехов внимательно его

В марте 1967 года, на одном из лондонских концертов, Джими Хендрикс попытался эффектно сжечь гитару в конце выступления, но эксперимент оказался неудачным: музыкант получил ожоги обеих рук и был госпитализирован.

На тот момент группа Хендрикса, The Jimi Hendrix Experience , была популярна в Европе, но почти неизвестна в США. Музыканты думали над тем, как сделать их концерты более зрелищными и привлечь дополнительное внимание публики.

На фестиваль поп-музыки в Монтерее, штат Калифорния, The Jimi Hendrix Experience попали в июне 1967 года, по рекомендации Пола Маккартни — он уверил организаторов, что без этой группы концерт будет неполным. Выступление Хендрикса действительно стало событием: он потряс публику не только виртуозной игрой на гитаре, но и тем, что в финале поджёг инструмент, разломал, а часть обломков выбросил в толпу. Обычным разбиванием гитар зрителей было уже не удивить — это давно делали The Who . К слову сказать, они тоже выступали в Монтерее, прямо перед The Jimi Hendrix Experience .

Самой известной фотографией того дня стал снимок Эда Караева. Ему было семнадцать лет, он учился в школе и приехал на фестиваль, чтобы сделать несколько фотографий, которые надеялся продать местным газетам. Но его снимок из Монтерея окажется настолько удачным, что не только будет успешно куплен, но и во многом определит дальнейшую карьеру известного музыкального фотографа. Эд стоял в первом ряду, прямо перед сценой, что обеспечило ему наилучший ракурс съёмки, когда Хендрикс начал поджигать музыкальный инструмент.

«Номер этого кадра — 36А, последний на плёнке, — рассказывал Караев. — Я чувствовал жар от его гитары, когда он начал разбивать её на сцене меньше чем в шести футах от меня». Позже фотограф признался, что до этого никогда не видел Джими Хендрикса и не слышал его музыки.

Журналист Rolling Stone Алекс Вадукул писал: «Когда Джими Хендрикс поджёг свою гитару на Monterey Pop Festival в 1967-м, он создал один из самых совершенных моментов в истории рока». Писатель и историк Мэтью Уитакер назвал снимок культовым и отметил, что вся эта акция принесла Хендриксу народное внимание.

Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) является легендарным гитаристом-виртуозом 20 века. Родился он в штате Вашингтон в городе Сиэтл 27 ноября 1942 года.
Благодаря этому человеку гитарное мастерство было возведено в ранг высочайшего искусства. Овладевать гитарой Джими начал достаточно рано, причем обучался он самостоятельно. Будучи школьником Хендрикс играл с местными R&B группами. Высшего образования у него не было, вместо этого он служил в армии, неся парашютно-десантную службу. Там гитарист познакомился с басистом Билли Кокс. Вместе они основали группу King Kasuals. В 1962 году в июле Хендрикс был демобилизован из-за травмы в правой лодыжке.
На этом этапе музыка стала главным смыслом жизни. Он начал сопровождать различные популярные на тот момент группы в качестве концертного гитариста. В связи с этим было приобретено немалое количество опыта, который пригодился во время сольной карьеры. Джими Хендрикс в 1965 основался в Нью-Йорке. Там он создал группу под названием Rainflowers (позже ее переименовали в Jimmy James and the Blue Flames). Позже он познакомился с бас-гитаристом Чэс Чендлером. Он повлиял на то, чтобы Джими уехал жить в Лондон и начал собственную сольную карьеру. Бас-гитарист нашел ему музыкантов, так образовалась группа The Jimi Hendrix Experience. Уже с первыми выступлениями группа приобрела большую популярность.

The Jimi Hendrix Experience

Стилем группы был блюз-рок, но благодаря многочисленным экспериментам Джимми Хендрикса стиль трансформировался в хард-рок с элементами психоделик-рок. Но больше всего поклонники восхищались виртуозной игре гитариста, поскольку он творил немыслимые вещи. Огромное мастерство Джими было доказано в его первом альбоме "Are You Experienced". Этот альбом стал поистине хитом.
Во время гастролей с музыкантом нередко случались неприятные истории (он оказывался в больнице с ожогами рук после поджога гитары, попадал в тюрьму из-за погромов). Этому содействовало злоупотребление наркотиками и алкоголем. После гастролей по Европе группа поехала в США, где был записан самый великий рок-альбом всех времен "Electric Ladyland". В альбоме все песни отличаются жанром, там присутствует , эпическая баллада, психоделик, .
Из-за конфронтации со звукозаписывающими студиями Джими создает свою студию. Спустя некоторое время группа распадается. Так как музыкант мечтал принять участие в фестивале на Вудстоке, он образовал новую группу "Gypsy Sun and Rainbows". Их существование длилось недолго, вместо этой команды появилось трио "Band of Gypsys".

Band of Gypsys

Последнее выступление гитариста было в 1970 году 6 сентября на немецком фестивале. Выступление не было удачным, поскольку он играл новые песни, а не старые. Через 12 дней Джими нашли мертвым в лондонском отеле. Похоронен виртуоз был в штате Вашингтон. Хоть его жизнь и была непродолжительной, он сделал очень многое для развития музыки в 20 веке. Его творческое наследие является бесценным. Записи постоянно переиздаются, количество тиражей не поддается подсчетам. Хендрикс был не только талантливым музыкантом, но и настоящим шоуменом. Своими зрелищами он каждый раз поражал своих фанатов – Джими разбивал гитары, топтал их, поджигал.

Гитары Джими Хендрикса

Самой любимой гитарой данного виртуоза, на которой он играл на многих концертах, является Fender Stratocaster Sunburst.

Также музыкантом использовались гитары и (для медленных блюзов), как на концертах, так и во время записи альбомов.

Джимми Хендрикс с гитарой Gibson SG

Но для студии в основном он брал гитару белого цвета с палисандровой накладкой.

Если когда-либо в мир гитарной музыки приходил настоящий гений, то его имя Джеймс Маршалл Хендрикс, известный всему миру как Джими Хендрикс.

Гений проявлялся с самого детства уже в том, что он никогда не учился играть на гитаре в современном понимании этого процесса. Фактически всю свою фантастическую технику и приемы игры он разработал сам, ориентируясь лишь на то, как звучит музыка в его душе. Именно поэтому его стиль настолько самобытен, что не вписывается ни в один из традиционных канонов, а также абсолютно неподражаем. Важнейшей составляющей его музыки было настроение. Зачастую он сам не очень знал, что именно он собирается играть в следующую секунду, но точно знал, с каким настроением он будет это делать. Те звуки, которые Джими извлекал из гитары, пользуясь лишь самым простым оборудованием, не мог повторить ни один из гитаристов того времени. Он, например, одним из первых начал использовать перегруженный звук и эффект фидбека, что для середины 60-х годов было настоящей революцией. Пульс его произведений был настолько самобытен, что ни одна из многочисленных попыток серьезных современных музыкантов записать свою версию композиции Хендрикса до сих пор не приближается по звучанию и настроению к варианту Джими. Ради справедливости надо, правда, добавить, что сам Хендрикс зачастую не мог повторить то, что он сыграл минутой раньше, доля импровизации в его игре была всегда очень значительной, и поэтому его концертные версии так сильно отличаются от студийных, что делает каждый концерт абсолютно неповторимым.

Час Чандлер крайний справа

Удивительно, но факт – звездная карьера Хендрикса была удивительно скоротечна, лишь в середине 60-х годов удивительный парень, играющий как никто самобытно в составе более именитых звезд, был замечен Часом Чандлером, известным по работе в группе , который и стал первым продюсером Джими. Собственно, сценическое имя Jimi Hendrix придумал тоже он. До этого на протяжении нескольких лет Хендрикс был известен как Джимми Джеймс, и, хотя и был весьма востребованным гитаристом и участвовал во многих звездных составах, звездой в полной мере не являлся. Благодаря Часу в 1967 году в свет выходит первый альбом группы « » под названием « » , а уже в 1970 году Джими покинул этот мир, став третьим участником печально известного клуба 27. Однако за столь короткий период времени он успел совершить настоящий переворот в гитарной музыке, стать настоящей иконой при жизни, вкусить обожание и, порою, негодование слушателей, оставить потомкам обширное музыкальное наследие. И что немаловажно, фактически в одиночку спасти легендарный Fender Stratocaster от погружения в пучину забвения, более того, сделав эту гитару абсолютно культовой.

Удивительно, но факт, что в середине 60-х годов Stratocaster фактически полностью проиграл в популярности таким моделям как Gibson Les Paul, Gibson SG и даже Fender Jaguar, но благодаря самому Джими, а также его многочисленным звездным последователям, также выбравшим Stratocaster, не только отыграл упущенные позиции, но и стал поистине легендарным.

Если анализировать стиль и звук Хендрикса, то нельзя не отметить, что значительную роль в нем играли его специфические гитары. Дело в том, что Джими был левшой, а так как в то время достать левосторонний инструмент было не так-то просто, ему приходилось переворачивать инструмент и переставлять струны в обратном порядке. Это имело как минимум несколько важных последствий. Во-первых, все ручки и переключатели оказывались вверху, что оказывало влияние на положение и работу левой, в случае Хендрикса, руки. Во-вторых, длина струн становилась абсолютно не такой, как при привычном положении. Самой длинной струной оказывалась басовая, а самой короткой – первая. Это имело влияние как на звучание, так и на ощущение при исполнении бэндов. Но, пожалуй, самое главное последствие заключалось в том, что звукосниматель, установленный в бриджевой позиции с наклоном, становился реверсивным. При обычном положении гитары этот датчик смещен ближе к бриджу в области первых струн и находится дальше от него в области басовых. При перевернутом инструменте именно басовые струны снимались датчиком непосредственно у бриджа, а высокие – несколько дальше от него, что ощутимо меняло звучание. Нековый и средний датчики также становились реверсивными, но влияние их положения на звук было не так велико, так как они устанавливались ровно.

Первая электрогитара Джими называлась Supro Ozark и была куплена и подарена ему отцом в 1959 году, затем был Silvertone Danelectro, красного цвета, которая получила прозвище «Бэтти Джин». Эта гитара была обменена на Epiphone Wilshire - инструмент с двумя звукоснимателями и корпусом и грифом из красного дерева. Если же говорить о Fender, с которым навсегда связано имя Хендрикса, то первая гитара этого бренда появилась у Джими в 1964 году, это был Fender Duo-Sonic 59’ или 60’ года выпуска, затем последовал Jazzmaster и лишь летом 1966 года в Нью-Йорке он приобрел свой первый Stratocaster.

Вообще, говоря о гитарах Хендрикса, следует понимать, что в отличие от многих других музыкантов, которые возводили и возводят свои инструменты в ранг магического артефакта, Джими всегда относился к ним исключительно как к инструменту для воплощения музыкальных идей. Уже став культовым музыкантом и выбрав для себя Stratocaster в качестве наиболее удобного инструмента, он часто играл в турах на первом попавшемся серийном Fender Stratocaster, который после концерта иногда превращался в дрова. Несколько гитар Хендрикс сжег прямо на сцене как элемент шоу, самое известное поджигание состоялось на фестивале в Монтерее в 1967 году, причем по легенде музыкант собирался сжечь черный Stratocaster, на котором играл концерт, но в последний момент подменил его на более дешевую модель. Оригинальный же инструмент с того концерта в 2012 году был продан с аукциона как «помилованная гитара Хендрикса» почти за 240 тысяч фунтов. (Хотя в 2007 году один сожженный, весьма обгоревший страт, был продан еще дороже). Часто в его руках можно было видеть также гитару расцветки Sunburst. Известно, что Джими предпочитал стратокастеры с кленовым грифом и кленовой накладкой, однако в студии часто пользовался гитарой с палисандровой накладкой и грифом из махагони. Также, помимо Fender Stratocaster его иногда можно было увидеть и с Fender Jaguar ,и с Gibson Flying V, Gibson SG и некоторыми другими гитарами, которые он время от времени использовал для исполнения отдельных композиций.

Сожженный Stratocaster Хендрикса, проданный с аукциона

Существует, однако, один черный Fender Stratocaster, на котором Хендрикс играл относительно часто, так что этот инструмент можно смело назвать одним из его любимых. Это стратокастер 1968 года выпуска, форма потертостей лака на этой гитаре известна всем фанатам музыканта по всему миру.

Но, пожалуй, самой культовой моделью, которая, особенно для непосвященных поклонников является олицетворением самого понятия «гитара Хендрикса» является белый Strat 1968 года выпуска, на котором Джими отыграл, пожалуй, самый известный концерт в своей истории – выступление на фестивале Вудсток 1969 года. Этот инструмент носит неофициальное прозвище «Voodoo-Strat» и является сегодня визитной карточкой не только самого образа Хендрикса, но и всего бренда Fender. Хотя, как мы видим, этот инструмент совсем недолго принадлежал Джими, (напомним, Хендрикс умер уже на следующий год после Вудстока), именно ему суждено было стать настоящей рок-н-рольной иконой.

За всю историю Fender было предпринято несколько попыток создать серийную подписную модель Хендрикса. Можно вспомнить хотя бы Voodoo Strat, выпускаемый в 1998-1999 годах, или Hendrix Tribute Stratocaster (1997-2000). И вот в 2015 году Fender представляет новый инструмент, призванный до мельчайших нюансов воспроизвести знаменитые гитары Джими, при этом сделав так, чтобы эти нюансы и ощущения были доступны для праворуких гитаристов. И имя этому инструменту - The Jimi Hendrix Stratocaster.

Новая гитара хотя и является правосторонней, имеет развернутую и увеличенную голову грифа, на которой красуется подпись Хендрикса, что позволяет получить именно то соотношение длины струн, которое было у него, а также развернутое расположение звукоснимателей, что, как уже было написано выше, сильно влияет на звук, приближая его к оригинальному. Звукосниматели установлены те же самые, что и на самых знаменитых моделях музыканта, а именно - American Vintage‘ 65. Корпус так же как у Voodoo-Strat выполнен из ольхи, гриф изготавливается из клена с кленовой же накладкой. При этом эти гитары все же не являются копиями вуду-страта и знаменитого черного стратокастера. Это скорее, собирательный образ любимых гитар Джими. Во-первых, все ручки и переключатели здесь расположены все же снизу, как на более традиционных моделях, но если The Jimi Hendrix Stratocaster для вас не первая гитара – такое традиционное расположение будет только преимуществом в силу привычки. Кроме того, изменено расположение гнезда анкера, теперь оно находится более традиционно на голове грифа, что хоть и является вновь отступлением от истины, но все же значительно упрощает музыкантам жизнь, так что такое отступление тоже можно лишь приветствовать. На пятке грифа красуется выгравированная фотография артиста и надпись «Authentic Hendrix». Выпускаться The Jimi Hendrix Stratocaster будет на заводе Fender в Мексике, что, как мы надеемся, положительно скажется на стоимости инструмента в наше непростое время.


Поделиться